7 мая 2012 года Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписан документ, который предполагал сделать революцию на рынке грузоперевозок Беларуси. Согласно Декрету №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» предприятиям на селе в установленные временные рамки разрешался без таможенных пошлин ввоз из-за рубежа грузовых автомобилей. На практике это означало, что простые люди могли воспользоваться предложением от главы государства и попробовать свои силы в бизнесе: для предпринимательской деятельности они имели возможность значительно дешевле ввезти грузовик из Европы. И белорусы сделали свой выбор.
Поток «бэушных» дешевых грузовиков из Евросоюза в считанные месяцы буквально наводнил страну. Граждане Беларуси принялись осаждать бюро технических инвентаризаций. Учреждения еле-еле справлялись с наплывом желающих и оформления договоров о купле-продаже домов в сельской местности и (или) переводом их в нежилой фонд. Все хотели стать бизнесменами. Регистрация райисполкомами предприятий в деревнях исчислялась в геометрической прогрессии, а вместе с ней создавались новые рабочие места в регионах.
Прошло три с половиной года. Настало время подвести итоги. Какую практическую пользу принес законодательный акт? Что стало с предприятиями и с «первопроходцами» — людьми, которые одними из первых воспользовались широкими возможностями декрета? «Трыбуна працы» попытается разобраться в этой ситуации, побеседовав с руководителем одного из таких предприятий. Мы встретились с ним на автобусной остановке в д. Сычково.
Он был пунктуален. Красная куртка-«дутик» и шоферская кепка — ничто не выдает в нем руководителя организации. Никакого пафоса и гламура. Вот история Сергея Василевского, директора ЧП «Грузиком», одного из транспортных предприятий Бобруйского района, созданного благодаря Декрету №6.
— Сергей, с чего началось ваше увлечение автомобилями?
— Я с детства любил машины и все, что с ними связано. Мечтал быть водителем. Вырос, получил специальное образование, и мечта переросла в нечто большее.
— Как родилась идея заняться автобизнесом и грузоперевозками?
— Я окончил Белорусский политех, в котором учился по специальности «Автомобили, автомобильное хозяйство». Тогда и сложилось понимание того, что я хочу работать в сфере автобизнеса. Когда узнал о Декрете №6, решил рискнуть. Со своим другом и компаньоном Игорем Михолапом продали свои легковушки и начали работать. Спустя почти 3 года могу сказать, что о принятом решении не жалею. У меня есть интересная работа, отличная команда, желание и стремление расти и развиваться.
— «Грузиком» — почему такое интересное название? У меня ассоциация скорее с рыбалкой, чем с перевозками.
— Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. К названию своего предприятия подходили серьезно и основательно. Мы искали простое, но емкое, запоминающееся название. По-моему, у нас получилось.
— Сколько человек работает у вас на предприятии, и какое количество транспорта насчитывает автопарк?
— Как уже говорил, начинали вдвоем со своим другом, а теперь заместителем Игорем Михолапом. Мы друзья детства. Вместе учились в одной школе, потом в одной группе в автотехникуме, затем в институте. Сегодня в «Грузикоме» работают 8 человек. Наш автопарк насчитывает, с учетом лизинга, 6 машин, из них 2 рефрижератора грузоподъемностью 5 и 8 тонн, 3 «фуры» по 20 т и так называемый «кабан» (небольшой грузовичок для перевозки мелких грузов).
— Как, по вашему мнению, ожидаемый Президентом эффект развития сельской местности есть? Ведь известно, что под сенью декрета, как грибы после дождя, выросли нефункционирующие псевдоофисы, зарегистрированные только с целью ввоза иномарок и дальнейшей перепродажи без их использования через 5 лет.
— Я думаю, что эффект есть. Злоупотреблений, конечно, было предостаточно, но, с другой стороны, Декрет позволил многим перевозчикам, даже существующим, которые находятся в малых городах, обновить свой парк автомобилей и продолжать деятельность. Озвученные 29 октября текущего года на совещании у Президента цифры по вопросам совершенствования условий предпринимательской деятельности в малых, средних городах и сельской местности, я уверен, впечатлили даже скептиков. С 1 июля 2012 по 1 января 2015 года количество субъектов хозяйствования на их территории увеличилось на 38%. Здесь зарегистрировано более 35 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей. Лидером стала наша Могилевская область, где количество субъектов предпринимательства увеличилось почти вдвое.
— На практике, какую еще выгоду получили районы от регистрации предприятий на сельской территории по Декрету №6?
— Самое главное — это новые рабочие места. Также существенно увеличились налоговые отчисления в районный бюджет, а если ориентироваться на перевозки по международным маршрутам, то это еще и приток валюты в страну.
— Какие основные трудности испытываете в текущей работе?
— Конечно, не все бывает гладко. На разных этапах деятельности возникают определенные проблемы, будь то загрузка, доставка грузов, оплата и прочее. Но это, скорее, рабочие моменты, обойтись без которых вряд ли получится у любого предприятия. Но есть трудности, решение которых зависит не от нас. Например, о предоплате речь практически не идет. Поэтому это одна из главных сложностей нашего бизнеса. Еще я бы так сказал: сегодня мы не имеем возможности устанавливать свои ставки за перевозку. Мы не являемся законодателями цен, а осуществляем перевозки по тем ценам, которые нам предлагают. Да, конкуренция очень высока, но на сегодняшний день ставки, к сожалению, диктуем не мы.
Кроме того — основные расходы по платным дорогам легли на плечи перевозчиков. И еще, при схеме работы «оплата после оказанных услуг» часто встречаются откровенные мошенники, взыскать деньги с которых даже через суд не представляется возможным. Жаль, что не все предприниматели и организации, с которыми мы работаем, опираются в своей деятельности на такие понятия, как честность, добропорядочность, ответственность.
— В 2018 истечет пятилетний отведенный карантин для обязательной регистрации дислокации предприятий в сельской местности. Наверняка большинство предприятий захотят покинуть деревни. Соблазн переехать в Бобруйск у «Грузикома» велик?
— Мы об этом не думаем. Нам нравится в Сычково, и планов по переезду пока нет.