«Он вспомнил. Он вспомнил, как всё было. Как брела раздетая старуха, как палили обнажённых людей, как после они горели в яме и как он, перепачканный в грязи и крови, с измученным, равнодушным лицом, грелся у головешек. Оставляет ли такое искусство надежду? Да, остаётся надежда, что пока есть люди, у которых болит эта боль, они будут бить и бить в колокол нашей памяти, нашей совести, нашей общей человечьей силы, чтобы мы не сдавались, чтобы стояли насмерть, не пуская на порог бесчеловечность. «Свидетель» — сегодняшнее кино, сегодняшний киноязык, скупой, жёсткий, точный в каждой детали» («Искусство кино», 1988 г.).
Такие фильмы снимали 30 лет назад. Теперь снимают немножко другие. Кинотеатры заполонили автоботы, десиптиконы, планеты обезьян. Картины, снятые приблизительно в одном ключе: «Тачки, попки и качки — рецензия на «Форсаж 7».
Монополия коммерческого кино триумфально шествует по миру. За всей этот погоней продюсеров к бесхитростному обогащению нашими денежными знаками совершенно забыта классика советского кинематографа. Фильмы, которые заставляли думать, страдать, сопереживать, а не «ржать» и «жрать» попкорн, перестали показывать по центральным ТВ-каналам, заменив дешёвым сериальным суррогатом.
На субъективный взгляд автора, России, как правопреемнику советских фильмов, в первую очередь необходимо в разы увеличить демонстрацию в кинотеатрах и по федеральным каналам кинолент, снятых в СССР, а также на законодательном уровне существенно ограничить права на съёмку новых картин о Великой Отечественной войне. В погоне за освоением федеральных бюджетных средств киношники замахиваются на святое. Сейчас у восточных соседей с помпой рекламируется, что на 9 мая мы покажем Вам «А зори здесь тихие-2». Снять ремейк этого святого кино просто кощунство над историей. Создатели новой экранизации решили: молодому зрителю историю нужно рассказывать современным языком. Что мешает по телевизору показать оригинал? Лучше переснять уже не получится никогда. Если так уж хотите молодёжи показать боль , то она должна видеть настоящую боль, а не боевик с Кристиной Мясниковой (Асмус ).
В Беларуси проблема несколько иная. Ввиду недостаточного финансирования для экранизации книг нобелевского лауреата Светланы Алексеевич или сценариста Андрея Купрейчика, в наших силах (в лице Министерства культуры) хотя бы увеличить осведомлённость жителей страны о белорусских кинолентах, снятых в союзные времена. Благо телевидение у нас ещё государственное. Не каждый молодой эрудированный человек смотрел «Альпийскую балладу» или «Тени исчезают в полдень».
За этим всем кино-ширпотребом у молодого зрителя создаётся впечатление, что отечественного кино, произведённого студией «Беларусьфильм», попросту нет, его не существует.
BOBR.by в канун Дня Победы отобрал для Вас пять совершенно потрясающих белорусских кинолент о войне, на просмотр которых Вам просто необходимо найти время.
1 . СВИДЕТЕЛЬ (1985г.)
Этот двухсерийный фильм поставлен Валерием Рыбаревым по мотивам во многом автобиографической повести белорусского писателя Виктора Козько «Судный день». Подросток после карательной акции оккупантов был в гитлеровском «киндерхайме» и потерял память. Во время суда над карателями вспоминает прошлое, что оказывается смертельным для его подорванного пережитым здоровья.
Эта пронзительно-трагическая история воплощена на экране с ювелирной точностью, достоверностью воссоздания образа того исторического времени. Степень художественного, непротокольного документализма в фильме очень высока. Добиваясь этого, главный режиссёр Владимир Рыбарев кроме профессиональных актёров снял и непосредственных свидетелей тех страшных событий.
Центральная пресса того времени, газета «Правда», назвала «Свидетель» незаурядным событием в мире кино: «Нет будущего без прошлого — вот почему герой картины Николай Летечка, так органично сыгранный минским школьником Сашей Гилевичем, инстинктивно сознавая это, рвёт себе душу, бегая на заседания суда, слушая показания свидетелей и пытаясь вновь обрести свои корни, своих предков, восстановить «времён связующую нить».
2. ЗНАК БЕДЫ (1986 г.)
Образ, созданный Руслановой, по праву входит в бессмертную галерею советских женщин — красавиц, страдалиц, героинь.
В нескольких кадрах поразило сходство Руслановой с Верой Матецкой в фильме «Она защищает Родину». Те же полные гнева и света глаза на тёмном, измученном лице. И память выстроила целый ряд незабываемых образов: Наталья Ужвий в «Радуге», Анастасия Зуева в «Пире в Жирмунке», Елена Кузьмина в «Человеке № 217», Ольга Жизнева в «Нашествии».
3. ИДИ и СМОТРИ (1985 г.)
Это народная трагедия, поставленная по мотивам «Хатынской повести», повести «Каратели» и другим произведениям белорусского писателя Алеся Адамовича (похоронен в поселке Глуша Бобруйского района — прим. BOBR.by).
Хождение по мукам гитлеровского ада юного партизана Флёры, который стал свидетелем карательных акций по уничтожению жителей белорусских деревень (во время одной из которых гибнут его мать и сестрички), производит неизгладимое впечатление яркостью, мощью, экспрессией кинематографического воплощения. Потрясает и удивительное вживание в образ исполнителя главной роли Алексея Кравченко, превратившегося из жизнерадостного подростка в седого старика.
Запуск фильма в производство начался в 1977 году. Интересы картины «лоббировал» первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пётр Машеров, в годы войны являвшийся одним из руководителей партизанского движения в Белоруссии и отчасти выступивший историческим консультантом фильма (сюжет нашего портала о нём в музее ВОВ). Однако нелюбовь Москвы к Машерову выражалась и в явном противодействии чиновников Госкино съёмкам картины. Сопротивление только усилилось после того, как Пётр Миронович заболел и уехал на лечение. Ультимативные требования цензуры Госкино главный режиссёр Элем Климов отказался выполнять, так как посчитал их «убивающими фильм наповал», после чего картину закрыли.
Тот период оказался крайне сложным для Элема. В 1979 году в автокатастрофе погибла жена режиссёра. В следующем году — также в автокатастрофе — погиб и Пётр Машеров. Но режиссёр не сдался и продолжил борьбу за фильм. В итоге только в 1984 году Элем Климов смог приступить к съёмкам, не уступив в «кабинетной» борьбе ни одной цензурной правке.
Примечательно, что главный герой Алексей Кравченко успешно снимается и в современном кино. Хорошо всем нам известен по фильмам «Звезда» с Игорем Петренко и Алексеем Паниным, а также по «Каникулам строго режима» с Сергеем Безруковым и Дмитрием Дюжевым.
Будущая звезда советского и российского кинематографа пришёл на кастинг «Иди и смотри» за компанию. Друг Алексея очень хотел сниматься в кино и попросил поддержать его. На пробах Кравченко попросили изобразить «смерть матери». Он непроизвольно заплакал так убедительно, что прослезились даже некоторые члены комиссии. Потом ему показали кинохроники военных лет, в том числе с кадрами из концлагерей. После нескольких часов просмотра «щепетильный» и «заботливый» Климов решил «пожалеть» ребёнка, любезно предложив Алексею чай с тортиком, от которого подросток наотрез отказался. Этот отказ оправдал ожидания режиссёра, испытывавшего актёра на способность искренне пропустить чужое горе и страдания через себя. Кравченко для роли пришлось сильно похудеть. Его посадили на жёсткую диету, но актёр решил, что этого недостаточно. Он начал бегать на длинные дистанции, чтобы окончательно сформировать образ измождённого ребёнка.
4. ЧЕРЕЗ КЛАДБИЩЕ (1964 г.)
Экранизация одноимённой повести известного русского писателя Павла Нилина, посвящённой белорусским партизанам. Простая и трагическая история поездки юного Михася из партизанского лагеря в соседнее местечко за взрывчаткой стала основой сюжета пронзительного и глубокого фильма.
Фильм примечателен уже только тем, что в 1994 г. решением ЮНЕСКО картина была внесена в список 100 лучших фильмов мира о Второй мировой войне. Другой актёрской победой фильма является исполнение роли Софьи Казимировны артисткой Елизаветой Уваровой. Ужас и отчаяние матери, потерявшей в партизанских боях мужа и трёх сыновей, показаны актрисой подлинно и сильно.
5. ИВАН МАКАРОВИЧ (1968 г.)
Режиссёр фильма Игорь Добролюбов охарактеризовал свою работу так : «Эта картина стала коллективной исповедью всех её создателей о своём детстве, оборванном войной, о страшных испытаниях, выпавших на долю нашего поколения. Сценарист Валерий Савченко сам хлебнул горький опыт эвакуационной жизни, художник Владимир Дементьев стоял в детстве у станка, оператора Дмитрия Зайцева в возрасте трёх лет оглушило взрывом бомбы, до сих пор помню, как в 1942 году моя семья получила похоронку на отца».
Газета «Правда» удостоила вниманием и этот наш фильм, дав свою оценку: «Трогательная, хорошо рассказанная в живых экранных образах история . Не могу забыть того, как смотрели эту картину дети. А смотрели они её, затаив дыхание. И вот на просмотре фильма взволнованная девочка и внимательная тишина зала решительно повлияли на моё отношение к картине: они открыли мне её бесхитростно-трогательное начало, её воспитательную силу».